Цель: на основе игровых подходов раскрытие возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
Задачи:
- продемонстрировать способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер — класса между собой;
- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
План:
- Постановка проблемы «Яркое пятно»
- Введение в тему мастер-класса.
- Коммуникативные УУД.
- Игровые приёмы.
- Рефлексия.
Ход мастер – класса:
- Мотивация к мастер-классу. «Яркий образ». (сл. 1)
-Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку.
Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
— Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
— Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Я надеюсь, что и на сегодняшнем мастер-классе всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.
Слайд 2 Тема моего мастер-класса «Игровой подход как одно из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности».
Задачи, которые я ставлю перед собой: Слайд 3
Уважаемые коллеги, какие умения мы относим к коммуникативным УУД? ( ОТВЕТЫ)
Слайд 4.
Все мы знаем, что многие дети, когда приходят в школу, то не умеют общаться и сотрудничать. И задача педагогов — помочь детям подружиться между собой, помочь наладить общение, научить их работать в парах, группах.
Слайд 5. Основным средством обучения детей взаимодействию и сотрудничеству в начальной школе, на мой взгляд, является организация деятельности учащихся в малых группах в игровой форме.
Слайд 6.
Станислав Теофилович Шацкий писал, что Игра ребёнка – это жизненная лаборатория.
В игре повышается интерес к учёбе, развивающий эффект и мотивация учения, происходит развитие личности ребёнка, вырабатывается активная позиция.
Какие же игровые подходы можно использовать для формирования коммуникативных УУД?
При знакомстве детей друг с другом использую:
Приём «Паутинка»
Уважаемые коллеги я попрошу вас сесть в круг. Прежде, чем перекатить (перебросить) клубочек следующему игроку, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, последний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне. «Добрый день, участники мастер-класса! Меня зовут Наталья Александровна. На что похоже наше переплетение?
(сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.)
Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, одноклассниками, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».
Вывод: такой приём помогает подружиться детям, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.
И учить ребенка налаживать контакты с окружающими, нужно, как можно раньше.
Сегодня я хочу познакомить вас с детским тимбилдингом.
«Тимбилдинг»
Что такое тимбилдинг? Ваши варианты ответов.
Слайд 7. Итак, давайте разберемся, что же такое тимбилдинг и почему он так необходим в детском коллективе.
Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.
Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Слайд 8.
Рассказываю о детском тимбилдинге.
Детский тимбилдинг — это мероприятие (игра), направленное на развитие способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. Участвуя в групповых мероприятиях, ребенок учится контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык.
Чем хорош тимбилдинг?
Упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Во всех тимбилдинг-тренингах есть задания, формирующие доверие друг к другу. А чем сплоченнее команда, чем больше участники доверяют друг другу, тем быстрее они выполняют задания.
«Гусеница»
Материал из Летний лагеря
Коллеги, сейчас вы будете одной большой «гусеницей», вам нужно будет всем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».
Вывод: игра учит доверию, выявлению лидеров, оценки роли каждого игрока в команде.
«ПОСИДЕЛКИ»
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким.
Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны.
Вывод: игра учит доверию, формирует стрессоустойчивость, умение работать слаженно в команде, где каждый отвечает не только за себя, но и за других.
«Олимпийское чувство локтя»
Встать в круг, взяться за руки и, не размыкая рук, всем повернуться спиной к центру круга.
Слайд 9.
Тимбилдинг служит для выработки
Командного духа,
Доверия между учащимися,
Сплоченности коллектива
Вывод: кроме формирования коммуникативных навыков, эти упражнения ненавязчиво развивают физическое здоровье детей: координацию движений, выносливость, гибкость, ловкость.
Задачу формирования коммуникативных УУД считаю приоритетной, т.к. она является одной из важных составляющих успешности обучающихся.
РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«Все в твоих руках».
Наш мастер-класс подходит к концу.
А как вы работали на мастер-классе, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – синим.
Указательный – узнал много нового – желтым.
Средний – мне было трудно – фиолетовым.
Безымянный – мне было комфортно – зеленым.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – красным.
А теперь давайте вспомним нашу историю. Что сказал мудрец? Сл. 10
Вы согласны с ним? Я тоже. Всё сегодня было в ваших руках, я думаю, что у вас всё получилось.