Loading...
Call Us Today! 1.555.555.555|info@yourdomain.com

Приёмы организации технологии продуктивного чтения на уроках математики (этап контроля и проверки решения задачи)

2017-10-30T10:16:44+05:00

Составление и решение обратной задачи.

При проверке решения задачи этим способом учащиеся, как известно, должны выпо лнить ряд действий:

  1. подставить в текст задачи найденное число;
  2. выбрать новое искомое;
  3. сформулировать новую задачу;
  4. решить составную задачу;
  5. сравнить полученное число с тем данным первой задачи, которое было выбрано в качестве искомого, на основе этого сравнения составить соответствующее умозаключ ение о правильности решения прямой задачи.
    Приведем примеры заданий, которые целесообразно использовать для формирования у младших школьников самоконтроля на отдельных этапах решения текстовой задачи. Задания по формированию самоконтроля на отдельных этапах решения задач.Задача. Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковые детали. Сколько деталей он из готовит за 4 часа?
    После самостоятельного решения задачи ученик получает контрольную карточку с за писью полного решения задачи.

    1) 72: 6=12 (д.)
    2)12 ? 4=48 (д.)
    Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с
    образцом, предложенным в карточке. В случае,
    если решение не совпадает с образцом,
    ученик возвращается к условию задачи, еще раз внимательно анализирует его, ищет

    ошибку в своих рассуждения и вычислениях.
    Учащиеся, затрудняющиеся
    в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе с условием з адачи получают карточку, на которой записана схема решения задачи:

    В схему могут быть введены некоторые числовые данные

    Схема помогает ученику спланировать последовательность своих действий, способств ует формированию самоконтроля на этапе выбора действий.
    Задача.
    В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов было в в азе?

    Вместе с задачей ученик получает карточку, на которой записано два варианта реше ния одно из, которых неверно.
    1) (7+2)+7=16
    2) (7-2)+7=12

    Задание: Внимательно прочти задачу и выбери правильное решение.
    Для выбора решения ученику надо произвести анализ
    вариантов решения в плане установления соответствия арифметических действий хар актеру отношений между данными задачи.
    Задача. В море вышло 20 лодок. Вернулось 8 больших и 6 маленьких лодок. Сколь

ко лодок осталось в море?
Учащимся предлагается решить задачу по плану:

  • Найди, сколько лодок вернулось.
  • Найди, сколько лодок осталось в море.
  • Запиши решение выражением.Предложенные варианты заданий нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания последовательности.

    Задача. Теплоход шел со скоростью 30км/ч и был в пути 4 часа. На обратный путь он затратил 3 часа. С какой скоростью он шел на обратном пути?

    После решения дается задание: «Используя правило нахождения пути и скорости, проверьте свое решение»:

  •  чтобы найти расстояние, нужно расстояние разделить на время.
  •  чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
    Данное задание предполагает актуализацию усвоенных ранее теоретических правил иученик контролирует правильность своих действий.
    Рассмотрев некоторые способы проверки решения задач видно, что каждый
    из них обладает различными возможностями в формировании самоконтроля учащихс я. Однако только умелое обучение учащихся всем способам проверки, удаление осо бого внимания наиболее
    значимым, обучение выбору способов проверки, постоянное и пристальное внимание

    учителя к этой работе, обеспечение ее направленности на развитие самоконтроля. Любую задачу можно решить различными методами и несколькими способами. Представленные варианты выполнения каждого этапа, то очевидно, что далеко не вс е приемы следует использовать к каждой задаче, но с другой стороны, учитель дол жен

    знать о многообразии имеющихся приемов и уметь грамотно их использовать в раб оте.
    Такая система обучению решению текстовых задач, где отсутствует
    готовый для заполнения материал, нет типизации задач, где новые знания открываю тся ребенком самостоятельно или в совместном поиске с

    учителем, обеспечивает активную познавательную деятельность и усвоение знаний.

Для удобства можно использовать

й

  1. По условию задачи дано …
  2. Спрашивается …
  3. Для ответа на вопрос надо знать …
  4. Нам известно …
  5. Неизвестно …, но сказано, что …
  6. Значит, сначала узнаем, сколько …
  7. А потом узнаем …
  8. Решаю.
  9. Пишу ответ.

алгоритм рассуждения при работе над задаче

Образец рассуждения.
Задача.
У Пети было 15 рублей, а у Вити на 10 рублей больше. Сколько денег было у мальчиков?
Ученик, пользуясь карточкой – помощницей начинает рассуждать:

  1. По условию задачи дано, что у Пети было 15 рублей, а у Вити на 10 рублей больше.
  2. Спрашивается: сколько денег было у мальчиков?
  3. Для ответа на вопрос надо знать, сколько денег было у Пети, и сколько денег было у Вити.
  4. Нам известно, что у Пети было 15 рублей.
  5. Неизвестно, сколько денег было у Вити, но сказано, что у Вити было на 10 рублей больше.
  1. Значит, сначала узнаем, сколько денег было у Вити.
  2. А потом узнаем, сколько денег было у мальчиков.8. Решаю:1) 15 + 10 = 25 (р.) у Вити.
    2) 15 + 25 = 40 (р.)
    или: 15 + (15 + 10) = 40
    9. Ответ: 40 рублей было у мальчиков.
    В данной работе рассмотрены этапы организации работы над задачей,
    при которых учащиеся успешно находят решение задачи, анализируя его. Хорошим помощником для педагога и учащихся может служить книга Истоминой Н.Б. «Учим ся решать задачи».