Loading...
Call Us Today! 1.555.555.555|info@yourdomain.com

Самоанализ по теме «Формирование правильной читательской деятельности»

2017-10-31T18:18:23+00:00

САМОАНАЛИЗ

результатов педагогической деятельности

учителя начальных классов

Мошкаревой Оксаны Сергеевны

 

по теме

«Формирование правильной читательской деятельности».

2014-2015 учебный год.

 

                                Оглавление.                                            Стр.

  1. Формирование правильной читательской деятельности — это формирование современного читателя…………………………………………………………..2-4
  2. Описание форм и приёмов учебных заданий для учащихся…………………4-11
  3. Описание системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы………………………………………………12-14
  4. Критерий I. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности…………………………………………………….14
  5. Критерий II. Компетентность в области мотивации учебной деятельности…..15
  6. Критерий III. Компетентность в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений……………………………………………….17
  7. Критерий IV. Компетентность в области организации учебной деятельности………………………………………………………………………..19
  8. Приложение.

 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

французский философ и писатель Д. Дидро

 

  1. Формирование правильной читательской деятельности — это формирование современного читателя.

Вот уже более 16 лет я работаю в школе. Работаю с любовью  к детям  и к предметам. Годы работы в школе  убедили  меня в том, что каждый ребёнок может учиться, может усвоить программу, если правильно организовать учебно-воспитательный процесс,  но для этого  учителю нужно время, опыт, чтобы выработать методы и приёмы, необходимые формы в обучении.

Я думаю,  что  успех  в работе зависит не только от знания предмета и методов работы, но и личности учителя: его культуры, общих знаний, обаяния, доброты и искренности, умения подойти к ребёнку, терпения.

Главная задача учителя в учебном процессе — это, используя как традиционные, так и инновационные формы, методы и приёмы, помочь ученикам преодолеть возникающие трудности к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще.

Формирование правильной читательской деятельности — это формирование современного читателя.

Грамотный читатель—это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Хочу остановиться на проблеме преподавания уроков чтения, т.к. она очень актуальна в наши дни.

Не секрет, что наши дети не любят читать художественную литературу, а предпочитают другие источники информации. И одна из главных задач данных уроков привить любовь к чтению, развивать читательский интерес, формировать у ребёнка правильную читательскую деятельность, которая включает в себя темп, правильность, выразительность и осознанность чтения.

За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников, одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т.Федоренко), другие – систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н.Зайцев), третьи – информационно-ценностный подход (А.М.Кушнир), четвёртые – учёт особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И.Оморокова).

Я убедилась и пришла к выводу, что только различные приёмы работы на уроках чтения приводят к развитию темпа, выразительности и осознанности чтения и выработала свою методику, которая прививает интерес и любовь к художественной литературе, т.е. в конечном итоге формирует правильную читательскую деятельность учащихся.

Я не случайно выбрала именно эту тему самообразования. Очень часто ко мне в 1 класс приходили дети, слабо подготовленные или совсем неподготовленные к школе. На одном из первых родительских собраний я всегда провожу анкету среди родителей, чтобы оценить уровень развития речи каждого ребёнка. По итогам анкетирования можно заметить, что у основной массы детей задержка речевого развития. Это связано и с дефектами речи, а также с многонациональным составом класса. А, обучая детей читать, я столкнулась с большими трудностями. Ведь чтение – сложный психофизиологический  процесс, где участвуют    различные анализаторы:  зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие  механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей  сигнальной системы. (П. Ананьев).

Чтение более сложно, чем устная речь, процесс начинается  со зрительного восприятия, различия  и узнавания  букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком, и осуществляется  воспроизведением звукопроизношения образа слова  его прочитывания  и вследствие  соотнесения звуковой формы  слова  с его значением  осуществляется  понимание читаемого.

Поэтому, с первых дней, обучая детей, я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения, работая по своей программе над каждым текстом литературного произведения. Это работа даёт положительный результат.

Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению. Чтобы помочь детям полюбить уроки чтения  научить их читать с удовольствием и желанием. Я использую в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяет с помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуально отслеживать развитие личности каждого ребенка. При чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся. Частая смена видов деятельности на уроке — залог активизации познавательных интересов учащихся. Я использую на своих уроках чтение по таблицам, дыхательную и артикуляционную гимнастику, работу со скороговорками и чистоговорками, работу в парах, по настроениям, развивая тем самым у детей не только умение быстро читать, но и умение мыслить. Все это позволяет проводить уроки интересно, разнообразно, так, что они нравятся всем детям, они с удовольствием погружаются в мир литературы. Часто я провожу уроки для родителей. Родителей привлекаю к изготовлению наглядного и раздаточного материала, что оказывает благоприятное воздействие, как на взрослых, так и на детей, повышает культуру чтения в семье. Учитывая индивидуальные особенности детей при освоении чтения, я даю такие задания: одному даю, например строгое ограничение временного интервала (читаешь ровно 3 минуты) или объема чтения (прочитай только 2 абзаца), другому даю совет — читать при участии взрослых (даже молчаливая поддержка вселяет в ребенка уверенность в своих силах). Иногда третьему ребенку «запрещаю» читать совсем. В таких случаях, зачастую, ребенок удивленно восклицает: «Как? Все выходные совсем — совсем ничего нельзя читать?» А в понедельник он признается, что все-таки не утерпел и дочитал сказку, потому что очень хотелось знать, чем она закончится. С горечью могу отметить, что в семьях моих учеников мало читают или совсем не читают. В настоящее время во многих семьях не выписывают детские журналы, книги не покупают. Дорого! Но мы нашли выход из сложившейся ситуации. Моим ученикам понравилось бывать в библиотеке, т.к. я задаю творческие задания: придумать кроссворд, сделать сообщение, составить доклад и без помощи дополнительной литературы здесь не обойтись. Особенно ученикам нравятся библиотечные праздники, которые мы вместе с нашим библиотекарем стараемся проводить в конце года.

Уроки литературного чтения, внеклассного чтения тесно переплетаются с уроками окружающего мира. Предмет «Окружающий мир» я считаю сложным, но и в, то, же время увлекательным. Сложен потому, что он охватывает очень широкий круг вопросов от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, представляющих единение человека, природы и общества, знаний из области физики, биологии, географии. Поэтому на этих уроках не обойтись без уже имеющихся знаний ребёнка и его маленького жизненного опыта. Бессмысленно рассказывать незнакомые для него вещи. Может он и заинтересуется, но не сумеет соединить новые знания со своим опытом. Поэтому на этих уроках я помогаю детям осмыслить их опыт, понять окружающий мир, оценить и осмыслить свои поступки и поступки окружающих людей. Но тот материал, который содержится в учебниках-тетрадях, очень насыщенный, содержит избыточные для данного возраста знания и объёмные задания, которые не под силу всем учащимся класса. Поэтому я использую принцип мини-макса, исходя из принципов программы обучения. Важнейшие понятия, знания, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все учащиеся класса. Проверочные работы, которые я провожу, составлены в виде тестов, а используя ежеурочно печатные тетради «Проверим себя» помогают учащимся быстрее и качественнее справиться с предложенными заданиями. Применяя свой опыт выразительно читать, декламировать ребята, составляя доклады и сообщения к урокам окружающего мира, с удовольствием выступают, как перед классом, так и перед родителями.

Мы часто выступаем с концертами, где дети не стесняются читать выразительно, они хотят выступать перед публикой. Значительную часть концертов занимают сценки, инсценировки, стихи. Чтение большинства детей меня радует.

 

  1. Описание форм и приёмов учебных заданий для учащихся.

Остановлюсь конкретнее на своих методических находках, которые сказались на положительной динамике и результатах работы.

Опираясь на многогранный опыт учителей-новаторов, я применяю в своей практике следующие формы и приёмы учебных заданий для учащихся, стараясь искать оптимальные пути личностного интеллектуального развития каждого ребёнка, т.е. на уроках стараюсь создавать для каждого ученика ситуацию учебного успеха («как удобно ученику»).

Во-первых, я учу медленному чтению художественного текста, ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также выполнять элементарный анализ прочитанного.

Во-вторых, нужно понимать, что надо ребёнка учить читать не для нас взрослых, а для самого себя. Нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

В – третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя.

Обучение такому чтению требует определённого методического подхода. Суть этого подхода состоит в формировании у детей типа правильной читательской деятельности, который представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)

Этапов работы с текстом – три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

  1. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать, предугадывать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов)

1)  Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержанию.

2) Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые я заранее вычленяю из текста и записываю на доске.

Затем я ставлю задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить первоначальные предположения. Детям на уроках обязательно показывается, что чтение — это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Оно затруднено тем, что в тексте есть знаки препинания, но отсутствуют интонация и логическое ударение. Также отмечается то, что последовательность высказываний в тексте может «накапливать смыслы», что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания на уровне содержания.

1) Дети самостоятельно читают текст (главу, смысловую часть) про себя с установкой применить свои предположения, высказанные до начала чтения.

2) Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения (а не после!) я задаю уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращаю детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него. Дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» характеры героев, работают над языком, представляют нарисованные автором картины, видят, как «накапливаются смыслы» в тексте.

3) Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание части текста.

4) Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Если текст большой по объему и за один урок не прочитан, то детям предлагается дома прочитать про себя следующую главу (фрагмент), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста читаю я, а затем проводится работа с текстом во время чтения детей вслух. Здесь возможны варианты. Но обязательно нужно систематически следовать описанной технологии на этапе работы с текстом до чтения и во время чтения. Опыт показывает, что дети понимают ее и осваивают, т.е. начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

5) Беседа по содержанию текста в целом повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о содержании текста, развитии событий, о героях?

В результате работы на этом этапе дети учатся пониманию значения каждого отдельного слова, словосочетания, отвечают на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, размышляют по поводу того, почему автор из всего многообразия слов выбрал именно это, внимательно относятся к оттенкам лексического значения слов, достигают понимания прочитанного фрагмента на уровне содержания.

  1. Работа с тестом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста «чтения между строк»)

1) Я ставлю проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Ее результатом становится понимание авторского замысла, «спрятанного между строк»

2)  Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ложится на подготовленную почву: ребенок соотносит ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3) Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Вопросы по иллюстрации,: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

4)  выполнение творческих заданий.

Они бывают разнообразными и выполняются как на уроке, так и дома. (Рисуется иллюстрация к любому понравившемуся отрывку, творческая авторская концовка, когда в роли автора выступает сам ребенок, ставятся вопросы к тесту и др.)

Итогом работы данного этапа является развитие у детей умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для анализа поступков героев, формируется внимательное отношение к языку художественных произведений, умение понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную автором. Учащиеся знакомятся с историей создания литературного произведения, с биографией автора, высказывают и аргументируют свое отношение к прочитанному тексту. Достигается понимание основной мысли текста. Наблюдения уроков показали, что дети познают себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу, усваивают нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нём – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей.

Я сделала вывод, что данная технология отличается от традиционной работы с текстом и её реализация на уроках позволяет отметить:

  • возросший интерес детей на уроках чтения, этому способствует первый этап технологии. Деятельность детей становиться мотивирована. Правильно поставленные вопросы учителя заставляют ребёнка задуматься, о чём же будет рассказ или стихотворение. Ребёнок с увлечением начинает читать, отыскивая свои предположения;
  • приобретает навык работы с текстом, ведь текст может быть не только художественным. Понять, осмыслить прочитанное, это одно из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области;
  • развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки;
  • осмысленное чтение позволяет развивать навыки выразительности устной речи, чем умело и с удовольствием пользуются дети при выполнении творческих заданий (инсценирование, чтение по ролям);
  • достигается повышение техники чтения.

( Приложение Раздел 8)

Чтобы повысить интерес к чтению, кроме традиционных форм осуществляю еще и использование элементов драматизации и театрализации.

Например: в 1 классе сказка «Репка», во 2 классе басни И.А. Крылова, в 3 классе – сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», в 4 классе сказка А.С. Пушкина «Сказка о попе и  работнике его Балде» (отрывок).

Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков — руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы. В ходе внеклассного чтения у учащихся формируется целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам, знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно. На внеклассных занятиях провожу КВН по сказкам А.С. Пушкина, конкурсы по русским народным сказкам, литературные игры по произведениям С.Маршака, С.Михалкова, конкурсы на лучшего чтеца и т.п.

Всё это способствует поддержанию устойчивого интереса учащихся, развитию индивидуальных способностей учащихся.

Работая над резервами обучения чтению, я много лет пользуюсь рекомендациями В.Н. Зайцева. Это — ежеурочные пятиминутные чтения, советы родителям, дети которых  читают, неохотно, использовать режим щадящего чтения. Для стимулирования домашнего чтения выборочно читаем в классе интересный эпизод из книги и др. Считаю, что очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними достижениями. У всех ребят есть личный листок учёта скорости чтения. В нём отмечается дата проведения проверки и количество слов, прочитанных в минуту. При этом сравниваем с результатами, полученными через неделю, через месяц. Каждый ребёнок видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.

Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы организации познавательной деятельности, как фронтальная и индивидуальная. При этом парная форма оказывает помощь в коррекции знаний учащихся.

   Групповую форму применяю при проведении познавательных игр, при работе над большим текстом (у каждой группы своя часть, своё задание). В Мини – театре у каждой группы – свой герой, они дают ему характеристику, изображают его.

В своей практике активно использую уроки-путешествия, урок — зачёт, тестирование, интегрированные уроки.

   Оценивая деятельность учащихся, я усложняю требования к чтению: увеличить скорость чтения (к концу 4 класса-120 слов в минуту), выразительность, осознанность, правильность.

   Динамика этой деятельности такова: с первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения.

Проверку динамики чтения и его качества веду регулярно. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать свои мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, полугодия, учебного года.

Усвоение знаний, умений, навыков не может проходить на одном уровне, т.к. каждый индивидуален. Традиционно выделяю три уровня знаний — ученический, алгоритмический, творческий. Используя условные обозначения, составляю диагностическую карту (приводится в приложении).

Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удалось достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников, т.е. формировать правильную читательскую деятельность. ( Приложение Раздел 9)

Приёмы, направленные на формирование у детей техники чтения, правильности произношения.

Упражнения для развития четкости произношения.

Развитие четкого произношения осуществляется введением: чистоговорок и скороговорок.

1)Образцы чистоговорок:


Ра-ра-ра — начинается игра.

Ры-ры-ры — у мальчиков шары.

Ро-ро-ро — у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.

Ре-ре-ре — стоит домик на горе.

Ри-ри-ри — на ветках снегири.

Ар-ар-ар — кипит наш самовар.

  1. Упражнения для разминки перед чтением.

Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведется отработка сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения включены в качестве разминки перед чтением:

  • Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и. э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: ау, ао, оие, эа, ауо, и т. д.
  • Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви.

3) «Наращивание» согласных: рба, рбо, рбу, рбы…

3.Чтение трудных слов по слогам хором:

При-го-ва-ри-ва-ет — приговаривает

4.Расшифруй и запиши скороговорки по правилам русского языка. Нарисуй к ним иллюстрации. Научись произносить их без ошибок.

Ылларок ларку ыралк у лрак.

Ответ:Карл у Клары украл кораллы.

  1. Чтение слов с заменой некоторых букв.

Различай слова:

дрожки – дорожки             лошадка — ладошка

  1. «Наращивание слов»

Читай целыми словами:

фрукт – фруктовый         зверь – зверёк — звериный

груз – погрузили              город — городской

Научись читать трудные слова:

Ра –тра – стра – страна        ро – кро – от – крою — открою

Во – тво – ство – детство     Ра – бра – со – бра – собрать

  1. Расстановка логических ударений.

Подчеркни слово, на которое должно падать логическое ударение,

чтобы ответ соответствовал вопросу.

Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке? — Да, завтра.

Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке? — Нет, не поедет.

Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке? — Нет, папа.

Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке? — Да, ловить рыбу.

Брат завтра поедет ловить рыбу на лодке? — Да, на лодке.

Проводя ежедневно работу по овладению техникой чтения, я заметила,  что дети стали больше и лучше читать. А самое главное у ребят появился интерес к чтению, практически у каждого в течение четверти видна позитивная динамика изменения темпа и способа чтения. Учащиеся прибавляют от 20 до 40 слов и выше.

Словарная работа учащихся на уроках чтения

1.Нахождение непонятных слов по ходу чтения. Запись значения новых
слов в тетрадь при объяснении учителя.

2.Нахождение толкования слов.

  1. Игра «Найди соответствие».

Приёмы подготовки учащихся к восприятию художественного текста.

1.Рассматривание иллюстраций к тексту перед чтением, предугадывание содержания. Работа коллективная.

2.Прослушивание музыки перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений с целью эмоционального настроя. Обсуждение чувств и представлений, которые рождает музыка.

3.Работа над заданиями цифрового диктанта.

3а.Коллективная. 3б.В группах, в парах.

Формы и приемы работы учащихся на этапе первичного восприятия текста.

1.Чтение детьми «про себя» с последующим ответом на записанные на доске вопросы.

2.«Жужжащее» чтение (с теми же заданиями, что и в № 1).

3.Чтение детьми вслух «по цепочке» по 1—2 предложения или по абзацу (с теми же вариантами, что и в № 1).

4.«Разночтение» (прослушивание стихотворений в разном исполнении и
сравнение звучания).

5.Комбинированное чтение (наиболее трудные для чтения отрывки чита­ет учитель).

6.Активное слушание с заданием придумать вопросы  за время  чтения  к тексту.

7.Ответы учащихся на эмоционально-оценочные вопросы учителя.

8.Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением.

Формы и приемы работы учащихся по анализу прочитанного произведения.

  1. Цифровой диктант как способ первичного усвоения фактологии и смысла прочитанного:

Пример: 2 класс. В. Осеева «Хорошее»

  1. К Юре обращались за помощью 4 раза.
  2. Первой за помощью обратилась сестренка. Она просела завя­зать ей шнурки на ботинках.
  3. В доме у Юры была кошка.
  4. Собаку Юрика звали Дружок.
  5. Мама дала Юре совет, какие хорошие дела он может сделать.
    Ответ:
  6. Составление цифрового диктанта по фактическому содержанию:
    3. Ответы на вопросы (устно):
  7. Постановка учащимися вопросов к тексту.
  8. Составление плана произведения.

6.Пересказ прочитанного текста:
7. Характеристика героев произведения.

  1. Подбор пословиц к произведению.

Творческие работы по прочитанным текстам.

1.Творческий пересказ (пересказ от другого лица, пересказ с продолжением).

2.Чтение по ролям.

3.Инсценировка.

4.Разгадывание кроссвордов, тестов (индивидуально).

5.Составление кроссвордов, тестов (в качестве домашнего задания).

6.Написание стихов, сочинений.

Виды работы над текстом.

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя)
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.
  5. Чтение с сокращением текста.
  6. Чтение цепочкой по предложению.
  7. Чтение цепочкой по абзацу.
  8. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение, ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложения можно заменять логически законченным отрывком.)
  15. Чтение «выше нормы». (В основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10–15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребёнок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)
  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  19. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  20. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышленно (для сказки).
  21. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  22. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
  23. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  24. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  25. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
  26. Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)
  27. Чтение по ролям.
  28. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  29. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  30. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  31. Нахождение предложения, отрывка, которое мог бы прочитать вот этот человечек-смайлик.
  32. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

33.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.

  1. Конкурсное чтение стихотворений.
  2. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  3. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  4. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  5. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  6. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  8. Описание системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы.

 

Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду – составляющая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отношениями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Для этого всё делаю для того, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе.

В классе развито самоуправление. Во главе класса стоит Президент. Ему в работе помогают Министры (спорта, культуры, образования, здравоохранения, труда). Ребятам нравится самостоятельно организовывать работу и видеть полученный результат, они проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, не ждут указаний.

В связи с этим определена цель воспитательного процесса: формирование творческой личности, обладающей и проявляющей интеллектуальную, этическую и педагогическую культуру человека, создание условий для развития и самореализации личности. Определились следующие воспитательные задачи:

  • сплочение детского коллектива, устранение нездорового соперничества;
  • активизация самостоятельной, познавательной деятельности;
  • обучение культуре поведения на основе управления собой (объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить) и т.д.

Для сплочения детского коллектива в системе проводится ролевая игра «Учимся общению». Большой интерес у учащихся вызывают беседы «Поговорим о дружбе…», «Мальчики и девочки…культура взаимоотношений», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.д.

Большое внимание уделяю спортивно-оздоровительным мероприятиям. В течение года совместно с родителями проводим туристические походы, где учащиеся успешно показывают полученные знания: ориентирование по компасу, работа с маршрутной картой и т.д. Часто проводятся спортивные мероприятия: «Веселые старты», «А ну-ка девочки!»,  «А ну-ка мальчики!»,    и т.д.

Огромное внимание уделяю созданию органов самоуправления. Класс разделен на группы, дети сами распределяют обязанности, самостоятельно оформляют классный уголок.

В течение года анализирую состояние эффективности воспитательного процесса: развитие личности учащихся; формирование классного коллектива; наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.

В течение года запланирована и проводится диагностика: «Определение межличностных отношений в классе», «Умеем ли мы дружить?», «Выявление круга интересов» и т.д.

Два раза в год провожу исследования уровня воспитанности по следующим показателям: любознательность, прилежание, трудолюбие, отношение к себе и т.д. (Приложение Раздел 12.)

Ученики характеризуются способностью к самопознанию, к самоконтролю и к саморегуляции своих действий, поступков, поведения.

Дети с удовольствием занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в соревнованиях, выступают перед зрителями, родителями, одноклассниками, учителями.

Позитивные результаты деятельности учителя

в качестве классного руководителя

  • Сплочение детского коллектива.
  • Воспитание правильного понимания дружбы и товарищества, честности и справедливости.
  • Воспитание сознательного отношения к учению и труду, развития познавательных    интересов, стремления получить  новые знания в процессе обучения.
  • Воспитание патриотизма, самоотверженности и мужества.
  • Воспитание умения наблюдать за жизнью природы, понимания активной роли человека в борьбе за преобразование мира.
  • Приобщение к миру прекрасного, развитие потребности в  обращении к искусству, воспитание творчески одаренной личности
  • Воспитание сознательного отношения к своему здоровью и физическому развитию.
  • Воспитание сознательности в выполнении санитарно-гигиенических норм;  правил дорожного движения; правил пожарной безопасности.
  • Воспитание бережного отношения к школьному и личному имуществу.
  • Воспитание чувства любви к родному краю, селу.

Большое значение придаю работе с родителями. Ведь все начинается с семьи. Знание педагогики, психологии позволяет находить компромиссы в педагогической ситуации, совместно с социальным педагогом оказывать  педагогическую поддержку родителей в проблемных вопросах. Связь ученик – учитель — родители помогают осуществлять различные формы работы, направленные на сближение семьи и школы. Это и родительские собрания, индивидуальные беседы, посещения на дому, уроки для родителей, анкетирования, совместная организация и проведение мероприятий, соревнования, конкурсы. Большое внимание уделяю целенаправленной работе родительской общественностью класса. Сбор информации о семье воспитанника провожу еще до приема ребенка в школу через анкетирование, беседы с родителями будущих первоклассников. Интересуюсь семейными увлечениями, проблемами в воспитании ребенка, талантами взрослых и детей. Полученную информацию в соответствии с анализом и прогнозированием использую для составления плана работы с детьми, включая в него пожелания сотрудничества с родителями. Родители класса охотно участвуют в мероприятиях, конкурсах — экспромтах, подготовке проектов. С помощью родителей, активного участия родительского комитета  было организовано участие детей в социально-значимых акциях, конкурсах, викторинах. По окончании учебного года родителям вручаю письма- благодарности за воспитание детей, за активное участие в жизни класса от администрации школы. На родительских собраниям использую листы — опросники, на которых родители пишут интересующие их вопросы и пожелания анонимно, если задать вопрос открыто им по какой-то причине трудно. К следующему собранию анализирую вопросы, пожелания и отвечаю на них. Темы собраний носят актуальный характер для жизни детского коллектива в данный период. В 1 классе с использованием ИКТ родители ознакомлены с требованиями программы и введением ФГОС НОО. Для вовлечения учащихся в деятельность по интересам, с учетом индивидуальных способностей и особенностей развития, в том числе получения дополнительного образования были проведены родительские собрания с администрацией школы и специалистами ПДО. В результате данной работы были охвачены 100% учащихся класса дополнительным образованием: посещением занятий внеурочной деятельности, занятиями в спортивных секциях, музыкальной школе. Информирование родителей об учебных достижениях детей осуществляется не только через дневник, но и через диаграммы по результатам техники чтения, развитию орфографической зоркости учащихся в конце учебной четверти, поскольку часто от родителей можно услышать вопрос: «А как мой ребенок на общем фоне класса?». Каждый из родителей видит уровень развития ребенка и совместно, мы стараемся скорректировать работу по нужному направлению. Используемые мною формы работы помогают вовлечь большинство родителей в жизнь класса, школы, наладить межличностные контакты, а значить повысить результативность педагогической деятельности. Для более успешного взаимодействия с родителями планируется использование современных форм и методов с использованием ИКТ по информированию об учебных достижениях, проведению родительских собраний. (Приложение Раздел 12)

 

Критерий I. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели и задачи занятий формулирую на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Цели занятий формулирую в соответствии с той программой, которая выбрана мной как наиболее адекватная предмету и запросам обучающихся. Работаю  по образовательной программе «Школа России». Современный ученик хочет понимать смысл, цель процесса происходящего на уроке. Он должен понимать актуальность всех выполняемых действий для него лично. Увидеть перспективы этой деятельности, перспективы выполнения каждого задания. Это очень непростая задача для учителя: найти аргументы, скорее помочь ребятам самим найти эти аргументы для себя. Я думаю, что успешно справляюсь с этой работой. На уроках мы учимся самостоятельно ставить цели, зная тему урока. Или, наоборот, определяем тему, ориентируясь на определённые цели в соответствие с ФГОС НОО. Главное помочь увидеть эту цель, пробудить к ней интерес. И, конечно, важная часть этого процесса – умение дойти к цели, не бросить всё на полпути. Подводя каждый раз итог урока, дети видят, как  они справились с этой задачей.

 

Критерий II. Компетентность в области мотивации учебной деятельности.

Массовый характер и модернизация современного образования привели к поиску таких способов и приемов обучения и воспитания, которые давали бы гарантированный результат, и этот результат в наименьшей мере зависел бы от личностных качеств и непрофессионализма учителя. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию,  невозможно достичь положительных результатов обучения. Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости. (Приложение Раздел 10)

Использую разнообразные формы работы с мотивированными учащимися: индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам, к проведению предметной недели. (Приложение Раздел 11)

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у ряда учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла. Привлечение современных педагогических технологий и их приемов вырабатывает у учащихся интерес к учению, повышает мотивацию успешной деятельности, формирует личную ответственность за результат своей деятельности, учитывает индивидуально — возрастные особенности учащихся, т.е. делает обучение личностно — ориентированным. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Развитие творческих способностей обучающихся в сочетании с высокой познавательной активностью и разнообразными формами и методами обучения привело к высокой мотивации в обучении и стремлению к самообразованию. Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости. Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. Динамика качества знаний по предметам соответствует требованиям программы.   Результаты выпускников первой ступени обучения подтвердились итогами успеваемости и  качества знаний в 5 классе.

(Приложение 9).

Анализ результативности образовательного процесса в аспекте динамики учебных достижений обучающихся за последние  3 года (соответствие знаний, умений учащихся государственному образовательному стандарту, качество обученности) представлен в Приложении Раздел 9.

В Приложении Раздел 10 представлены  результаты участия моих выпускников в предметных олимпиадах и конкурсах. Мои ученики ежегодно участвовали и занимали призовые места в международном математическом конкурсе «Кенгуру», всероссийском интеллектуальном марафоне «Старт» (г. Пермь),  всероссийском конкурсе  по русскому языку «Русский медвежонок», Республиканском конкурсе «Хочу все знать».

Представляю этапы своей аналитико — исследовательской деятельности  как основы работы по коррекции знаний, повышению уровня предметной подготовленности учащихся начальной школы. (Приложение Раздел 9, 11)

1 этап – диагностический.

  • Проведение диагностической работы.   ИТОГ:  материал для анализа исследования.

2 этап – аналитико-исследовательский.

  • Анализ диагностических работ. Выявление успешности    обучающихся по конкретным темам коллективно и индивидуально.

ИТОГ: информация о более массовых ошибках и возможных причинах их возникновения, а также об индивидуальных затруднениях.

3 этап – организационно – проектировочный.

  • Поиск путей и способов коррекции знаний и ликвидации пробелов.

ИТОГ: план работы учителя и учащихся по коррекции знаний и ликвидации пробелов.

4 этап – коррекционный.

  • Реализация плана.

ИТОГ: скорректированные ЗУН. Ликвидация пробелов.

5 этап – итоговый.

Анализ работы по коррекции. Выявление нереализованного и причин, а также перспектив дальнейшей работы над темой. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные ЗУН.

Такая диагностика помогает наглядно увидеть мне характерные ошибки как отдельных учеников, так и класса в целом. С ее особенностями знакомы и родители. На родительских собраниях по результатам диагностики родители получают рекомендации по ликвидации типичных ошибок. Мне как учителю эта диагностика помогает скорректировать работу по восполнению пробелов в знаниях отдельных учеников и класса в целом. Все материалы собираю в накопительную папку «Мониторинг».

Процесс усвоения знаний — индивидуальный, поэтому использую различные формы диагностики — контролирующей работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса. В 2013-2014 учебном году ввела в свою практику папки индивидуальных достижений учащихся «Портфолио», который является важным методом саморефлексии. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.  Вместе с первоклассниками вносим в нее материалы: листы диагностики по письму, результаты замеров по технике чтения, проектные работы, результаты наблюдений за учеником, анкетирования. Когда дети видят результаты своих работ, им хочется добиваться новых результатов. Материал  используется при проведении родительских собраний, что вызывает большой интерес со стороны родителей. В 1 классе безотметочная система обучения, но отследить результативность обучения мне помогают листы диагностики по предметам. Чтобы стимулировать интерес ребенка к учебе, открыть перед ним перспективу развития, обеспечить согласие учащихся с выставленной отметкой обязательно использую оценочное суждение. Важно оценить не только знания учащихся, но и их внимательность, прилежание. Я  использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение, диктант, контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки).  При проверке знаний и умений я  учитываю оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. Система тематического учета знаний и умений позволяет мне: подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;  учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности. В конечном итоге овладение методиками системного контроля обученности учащихся и анализ деятельности позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую деятельность.

 

Критерий III. Компетентность в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений.

В соответствии с новыми требованиями, имею разработанные программы для 1 класса, а также программы для 2-4 классов, программу внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения». (Приложение Раздел 5)

Для меня  план профессионально-личностного развития как педагога, нацелен на получение мною таких знаний, которые бы способствовали расширению образованности, повышению  эффективности обучения предмету, способствовали  бы выработке новых педагогических приемов и методик, развитию творческого потенциала в обучении детей. Занимаясь самообразованием согласно личному плану саморазвития,  мною достигнуты  положительные результаты в работе, доказывающие то, что  у моих учеников формируется новая система, знаний, умений и навыков; развивается самостоятельность учеников, что способствует повышению эффективности обучения школьников.

Остановлюсь на тех видах деятельности в процессе самообразования, которые способствовали  моему  профессиональному росту как учителя. С целью поиска современных методов и технологий в обучении, изучения передового педагогического опыта по вопросам обучения и воспитания обращаюсь к педагогическим периодическим  изданиям и методической, педагогической литературе. Регулярно изучаю в Интернете информацию по интересующему вопросу, психологии. Педагогическая деятельность последних лет и в условиях введения ФГОС НОО прежде всего,  потребовала знакомства с публикациями о новых технологиях обучения, способах формировании ключевых  компетенций у учащихся, с новыми программами и концепциями обучения. Принимаю активное участие в методической работе школы, района и республики, посещаю семинары, конференций, уроки коллег. Заимствую интересные методические идеи коллег в ходе семинаров и конференций школьного и районного  методических объединений. Разрабатываю различные формы  проведения уроков, внеклассных мероприятий. Имею методическую копилку, где собраны доклады, выступления, разработки уроков и внеклассных мероприятий. Охотно делюсь опытом работы с коллегами: выступаю на заседаниях педагогического совета, семинарах районного и школьного МО, круглых столах; регулярно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для коллег и родителей. Участвую в подготовке и проведении школьных олимпиад, предметных недель, внеклассных мероприятий. Веду наставническую работу: целенаправленно работаю с молодыми специалистами, направляя их деятельность на достижение более высоких результатов. Обмен опытом с коллегами также осуществляется через участие в дискуссиях, совещаниях. Выступления на педагогических советах дают мне возможность сверить, уточнить свои позиции, вести творческий поиск с целью развития младших школьников, ориентацию на качественное обучение и воспитание детей разных образовательных способностей и возможностей. Активно распространяю собственный опыт, участвуя в российских, республиканских, муниципальных конференциях, вебинар-семинарах. Являясь заместителем директора по УВР с 2011 г. входила в состав группы общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС. Экспертиза модели мониторинга оценки качества ООО».

Входила в состав комиссии по проверке работ муниципального этапа интеллектуального марафона. Выступаю с докладами и сообщениями, даю открытые уроки и семинары для учителей Прохладненского муниципального района. Принимаю участие в разработке Образовательной программы школы и Программы развития школы. Организовываю и координирую работу учителей по проблеме «Координатор введения ФГОС НОО, ООО МКОУ «СОШ с. Пролетарского». Возглавляю Методический Совет школы, помогаю коллегам в освоении новых технологий и повышении профессиональной компетенции. Кроме того, я активный участник сайтов и имею свои личные странички, где публикую свои материалы. Принимаю участие в педагогических форумах.

За свой многолетний, творческий труд награждена Почётной грамотой Правительства КБР, 2013 г., дипломом МОН КБР, награждалась грамотами Управления образованием Прохладненского муниципального  района.  (Приложение Раздел 1,2,4)

Работая учителем 19 лет, стараюсь постоянно повышать свой уровень профессионального мастерства и систематически проходить курсы  повышения квалификации. (Приложение Раздел 3).

Данные курсы, позволили пообщаться с учителями — практиками по интересующим вопросам, повысить свои теоретические и практические навыки.

 

Критерий IV. Компетентность в области организации учебной деятельности.

Кроме того, я, как современный учитель, должна быть «ИКТ-компетентна»:  владею основными инструментами пользователя компьютера (текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, электронный журнал); мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта), ИКТ-средствами (интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование). Я  по своей инициативе прошла курсы в ЦИТ «Основы информационных технологий», «Методика использования учителем — предметником интерактивной доски»

(Приложение Раздел 3,6,9).

Инновационные технологии в моей практике дают мне возможность: повысить уровень профессионализма,  обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,  выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,  с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности учебного процесса. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы Power Point;
  • для организации коллективной и групповой работы (проекты);
  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
  • С помощью программы Microsoft Office Word разработала:

тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения; цифровые диктанты по литературному чтению; памятки по русскому языку, математике, литературному чтению.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира.

Компьютерные технологии на уроках — мои главные помощники! Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил:

  • повысить эффективность обучения;
  • дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций (Проекты ««Путешествие по сказкам А.С.Пушкина», Природные ресурсы КБР», «Охрана окружающей среды»);
  • совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
  • вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

В настоящее время занимаюсь изучением следующей технологии обучения чтению: «Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе», которую собираюсь апробировать в перспективе. Суть ее заключается в том, что на уроке чтения должна идти не работа над развитием навыка, не работа с произведением, а жизнь вместе с героями рассказа, сопереживание им. Построить урок, таким образом, помогает технология обучения чтению, разработанная под руководством кандидата психологических наук А. М. Кушнира. Даже работая в традиционной системе обучения и используя данную технологию, удается оптимизировать процесс речевого развития младших школьников и повысить уровень сформированности учебных умений, который соответствует требованиям новых ФГОС.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.