Учитель — это призвание!
Педагогическое эссе
«Учить и учиться: слышать и понимать – путь к открытию»
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя — все, что может сделать учитель, — это указать дорожки.
Я учитель начальных классов. Трудно сейчас определить, что было главенствующим при выборе моей профессии: мой интерес к педагогике или желание постоянно совершенствоваться, развивать себя. Но я сделала правильный и верный шаг в своей жизни: мой путь привел меня в школу. И за шестнадцать лет я ни разу не пожалела о своем решении. Теперь для меня это не просто профессия, а образ жизни.
Моя учительская деятельность основывается на желании понять ребенка, оценить его состояние, быть с ним искренним. Для меня очень значимы педагогические откровения В.А.Сухомлинского: «Если ребенок живет во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка постоянно высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины, но в то же время, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривать, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Я благодарна этому великому человеку, поделившемуся с нами, учителями, секретами воспитания и формирования полноценного человека, гражданина нашей страны.
Прошло достаточно много времени, но свой первый урок я буду помнить всегда. Я помню взволнованные глаза своих будущих учеников, помню обеспокоенные лица родителей. Для меня было понятно их состояние: ведь они доверили мне самое дорогое в жизни — своих детей. Если бы они знали в тот момент, как волновалась я! Первые буквы, слоги, цифры. Первый опыт, первая ступенька в приобретении педагогического мастерства — какая, оказывается, большая ответственность лежит на мне: ведь от меня зависит, как сложится жизнь ребенка в дальнейшем.
Совсем незаметно пробежали годы. Давно уже первые мои ученики окончили школу, а я продолжаю учиться. Учусь у своих учеников, у своих коллег по работе, изучаю различные методики и технологии. Все эти старания складываются в единую цель, чтобы мои ученики выросли добрыми, отзывчивыми людьми, любящими свою Родину, хочется, чтобы искорки любопытства, задора не покидали их.
Ученик, не видящий в учителе доброту, не поймет его слов о доброте. Я никогда не забываю простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Эту мысль подтверждают слова Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любовь к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель». Действительно, учитель просто не имеет права быть несовершенным, в этом убеждают меня мои педагогические будни.
Готовясь к урокам, ищу что-то новое, неординарное, ту самую изюминку, от которой во многом зависит успех ученика на уроке, экспериментирую, пробую. Хочется, чтобы каждый урок отличался от предыдущего. Ищу более эффективные формы и методы работы. Стараюсь идти в ногу со временем.
Ребенок должен чувствовать себя на уроке комфортно, уверенно, нужно постараться выстроить занятие так, чтобы ему было интересно. Для этого использую различные типы уроков: конкурсы, игры, путешествия. Приходя на урок, дети ждут новых для себя открытий, а, может быть, даже чудо. Несомненно, урок должен приносить радость. Когда мои подопечные увлечены поиском решения задач, нахождения правильного ответа, когда ими руководит желание познать окружающий мир, испытываю небывалый подъем счастья, для меня такие моменты являются больше, чем награда. Это значит, что чему-то их научила, отдала им частичку своего тепла.
Говорят, что к своему уроку учитель готовится всю жизнь. Значит, мой лучший урок еще впереди. К нему помогают готовиться не только мои знания, способности, но и мои ученики, заставляющие своей активностью, непоседливостью, любопытством быть мобильным, инициативным учителем.
Завтра будет новый школьный день. Завтра я опять встречу своих учеников и на меня будут смотреть глаза, такие разные и родные, полные ожидания доверия и любви.
Размышляя о своем жизненном пути, я осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается моя личная жизнь. Ведь я — УЧИТЕЛЬ… Моя задача, как учителя, как человека, заключается не только в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, но и в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания, необходимые для их дальнейшей жизни!