Педагогическое эссе «Современное воспитание — территория возможностей»
Сегодняшняя Россия не хуже и не лучше прежней — просто она другая. Она — часть нового мира, который предъявляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. Воспитание и образование детей не исключение. Поэтому нам необходимо задуматься над тем, как создать условия для творческого развития ребенка, способного в скором будущем решать задачи, которые сегодня еще даже не сформулированы. Изменилось очень многое, и прежде всего наши дети, которые чуть ли не с пеленок осваивают гаджеты. Современные дети очень рано развиваются и взрослеют в связи с постоянным развитием общества, его информатизацией, бесконечным потоком информации.
Позволю себе поделиться некоторыми размышлениями и наблюдениями, которые, может быть, и не будут неожиданными для читателей, но, надеюсь, вызовут активное отношение к ним.
Начать своё размышление мне хочется с пословицы, которую многие из вас хорошо знают: «Что посеешь, то и пожнёшь». Она как нельзя актуальна и в настоящее время. Ведь наши дети – это зёрна, которые мы с вами сеем. И если эти зерна попадут в благодатную почву, рыхлую, овеянную теплом, то они дадут качественные всходы.
Сейчас на смену традиционной педагогике приходит новая, нацеленная на конкретного ребенка, для которого учеба должна быть не скукой, а увлекательным, желанным занятием. Педагогика вдохновляющая, поддерживающая, внимательная.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях. Целью воспитательной системы школы, в которой я работаю, является обеспечение становления социокультурной личности школьника, высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России в условиях реализации стандартов нового поколения.
Чтобы решить педагогическую задачу воспитания современного человека, готового жить и развиваться в условиях современных реалий, я построила воспитательную систему своего класса творчески, создала «территорию возможностей» для воспитания. Целью данной системы воспитания является самовоспитание учащегося через творческое общение и погружение в поставленную задачу. Я стараюсь быть «вектором»: направлять, давать советы, но информационную и творческую деятельность оставлять за ребенком. Если речь идет о профессии, то он не просто о ней узнает: её положительные характеристики и сложности с которыми ему предстоит столкнуться, но и проживает в ней. Этому способствуют интерактивные экскурсии на различные предприятия и в учреждения. Подготовка школьных мероприятий и мастер-классов для учителей и младших школьников помогает творчески мыслить, учит искать и находить интересную и необычную информацию, чтобы заинтересовать различные категории слушателей; они учатся слушать и слышать других, становятся мобильными. Я считаю, что пример самих детей иногда гораздо продуктивней для самопознания, чем пример взрослого наставника.
Современная педагогика утверждает, что каждый ребенок на уроке должен обязательно поверить в собственные силы, пережить ситуацию успеха, получить справедливую оценку за свой труд. Правильно мотивированный учащийся обязательно достигнет своей цели, выбрав свой собственный путь.
Я считаю, что педагог новой школы – это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя и ученика как личность. Это патриот, педагог-профессионал, психолог, исследователь. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение мыслью, словом, жестом к разуму и душе ребенка. Ребенку нужен не учитель, который выдает информацию, а друг и соратник, способный создать условия для успешности ребенка.
Благодаря такому педагогическому решению можно воспитать Личность современно образованную, нравственную, предприимчивую, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны и сможет в будущем на неё повлиять.