- «Прыжок — остановка»
По команде «Прыжок» ребёнок начинает читать текст до команды «Остановка». Тогда он прекращает читать и отрывает взгляд от страницы. Вы снова командуете «Прыжок». Задача ребёнка — быстро найти место, на котором в прошлый раз он остановился, и начать читать с него.
- «Параллельное чтение»
Берётся два одинаковых текста. После этого вы начинаете вслух читать текст, а ребёнок присоединяется и читает одновременно с вами, следя пальцем за строкой. Читая, то ускоряйте, то снижайте темп, заставляя ребёнка изменять скорость чтения вслед за вами.
- «Артикуляционная гимнастика»
Сделайте подборку скороговорок, пословиц, поговорок и предложите ребёнку прочитать их с разной скоростью, с разным выражением. Следите за тем, чтобы у ребёнка не сбивалось дыхание, чтобы он чётко выговаривал все звуки, в том числе окончания слов.
- «Поиск загаданного слова»
Попросите ребёнка найти в незнакомом тексте загаданное вами слово как можно быстрее. Делайте это по очереди, превратив поиск слов в увлекательную игру. Тексты подбирайте в соответствии с уровнем и возрастом ребёнка.
- «Чтение с закладкой»
Предложите ребёнку прочитать текст, используя закладку. При этом он должен прикрывать закладкой не нижнюю строку, а уже прочитанные слова. Благодаря этому упражнению ребёнок научится не возвращаться глазами к ранее прочитанному тексту, и скорость чтения возрастёт.
- «Зрительный диктант»
Возьмите текст, состоящий из 5-6 предложений. прикройте его листом бумаги и покажите ребёнку только первое предложение. Затем закройте его и попросите ребёнка повторить прочитанное по памяти. Чем точнее он воспроизведёт предложение, тем лучше.
- «Вверх ногами»
Переверните книгу и предложите ребёнку почитать её вверх ногами. Поначалу с этим могут возникнуть трудности, но постепенно ребёнок научится распознавать целостный образ слова даже в таком неожиданном ракурсе.
- «Складывание слов из частей»
Напишите 10-12 слов таким образом, чтобы начало слова приходилось на одну карточку, а окончание осталось на другой. Перемешайте карточки и предложите ребёнку отыскать и сложить из них слова. Это упражнение помогает «достраивать» слово по первым буквам, ускоряя темп чтения.